В рамках народных гуляний, приуроченных к празднованию Масленицы, состоялось официальное открытие музея «Пахнет хлебом». Это новое культурное пространство в городе, посвященное истории хлеба на Рязанщине.
Начинается история с экскурса в 18 век, тогда на месте улицы Почтовой, где располагается музей, был овраг с ручьем
В начале 19 века архитектор Сулакадзев И. Г. купил это место, построил мост через овраг и основал усадьбу. Затем многократно менялись владельцы, основное здание перестраивалось, рядом строились новые дома. Последний владелец усадьбы Михайлов Я. М. в очередной раз перестраивает и превращает это место в городской общественный комплекс.Появляются фотоателье, магазины, синематограф, гостиница, доходным дом, бани.
После революции все здания национализировали, и они долгое время работали по своему назначению, только были изменены названия. Музей «Пахнет хлебом» разместился в здании бывшей гостиницы.
На Рязанщине крестьяне для изготовления хлеба сажали рожь. Пшеницу сеяли мало и только помещики, так как она была капризна в выращивании. Распашка поля производится в два этапа. Первый раз пашут сохой. Второй раз — сохой и бороной. Крестьяне знали, что чем рыхлей земля, тем лучше урожай. Затем начинается сев. Человек, который сеял — севец, вешал на шею севалку, шел по бороздам и разбрасывал семена налево и направо. Для сева выбирали тихую погоду, чтобы ветер не мешал правильно разбрасывать семена. После чего запахивали сохой и заборанивали бороной.
Жатва проходила в зависимости от того, как поспел хлеб. Если колосья густые, высокие или полегли, то женщины жали серпами. Если не высокие и не густые, тут за дело брались мужчины, косили косой с крюком. Таким образом колосья укладывались в одну сторону и не путались. Колосья укладывали в снопы.
Осенью и зимой постепенно делали обмолот зерна. Сначала начинали с пшеницы, потом рожь, затем овес. Все происходило вручную. Сначала зерно выбивали из колосьев, а потом провеивали, чтобы убрать лишнюю шелуху и мусор. На фото в музее показаны старинные орудия труда для обмолота зерна.
Полученное зерно перемалывали в муку дома с помощью небольших ручных жерновов или везли на мельницу и там перемалывали большие объемы зерна.
Из муки выпекали разные хлеба и выпечку. Блины пекли очень тонкие и назывались они каравайцы. Пекли также курник, свекольник, яблошник, калиник, капустник, луковник, плетёнка, пышка, сочёнка. Были и изделия с такими необычными названиями как колабушек, вывертушка, кытышки, бобышки, жамки, финтифлюшка.
Были хлеба по технологии выпекания:
- решетный хлеб или решетник — хлеб выпеченный из муки, просеянной через решето;
- ситный хлеб или ситник — хлеб, выпеченный из муки, просеянной через сито;
- подовый хлеб или подовник — хлеб выпеченный на поду русской печки;
- Клеклый хлеб — хлеб из неподнявшейся муки, неудачный хлеб.
Во второй половине 19 века, когда Россия находилась в периоде социально-экономического развития, Рязань становится крупным транспортным узлом. Начинают появляться и развиваться промышленные предприятия, особенно производство сельскохозяйственной техники. В Рязани появился завод пахотных орудий и сельскохозяйственных машин.
В 1780 году была создана Хлебная площадь как самая большая торговая точка хлебом в Рязанской губернии. Со временем она становится главной торговой площадью, расширяется и получает название — Новобазарная площадь. Теперь здесь можно было купить не только хлеб, но и много чего другого. В 1821 году площадь покрыли камнем, а в 1868 году по середине возведена часовня, и через какое-то время проводится освещение. Сейчас это площадь Ленина.
Постепенно мы попадаем уже в советскую эпоху, с плакатами на стенах, когда молоко продавалось в стеклянных бутылках, в продаже были коробочки монпасье и прочее.
Музей небольшой, всего 2 зала. очень много фото прошлых лет, ко всем экспозициям есть таблички с описанием. Посмотреть, окунуться в ту эпоху очень интересно
Еще о событиях в Рязани (ЖМИ на изображение!)