Поезд Победы в Рязани остановился 30 апреля 2021 года. Это уникальный музей-панорама на колесах, рассказывающий о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Каждый вагон – как отдельный тематический эпизод той далекой войны. Для полного погружения в историю войны организаторы не ограничились аудиогидом и подлинными предметами интерьера, в экспозиции задействованы более 50 проекторов, 18 видеостен, дюжина мультимедийных тач-столов и 150 полноразмерных фигур людей.
История Лидии — история народа
Вся экспозиция связана единым сюжетом. Художественный аудиорассказ идет от лица женщины-железнодорожника Лидии. Рассказ основан на воспоминаниях Елены Чухнюк — машиниста паровозной колонны, водившей поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта. Однако, в повествование Лидии вплетены и сотни историй других людей, переживших войну.
Первый вагон — до войны.
В первом вагоне еще ничего не предвещает беды — мирная, беззаботная поездка в плацкартном вагоне довоенного времени. Семь отделений и два багажных отсека. В окнах — солнечный летний день, раннее июньское утро 1941 года, пассажиры торопятся занять места. Мы тоже проходим по вагону… . Здесь интеллигентный инженер, шумная компания военных, мама, заплетающая дочке косички, дедушка-рыбак, дающий наставления внуку…
Каждая фигура является частью общей картины и одновременно образом – знаком отдельной истории. Как, например, группа спортсменок–велосипедисток, напоминающая о распространении массового спорта в советские годы.
В другом купе мы видим летчика, а напротив него — пожилого мужчину с ампутированной ногой. По задумке авторов экспозиции, ветеран как бы узнает в этом молодом летчике себя. 22 июня 1941 года – день, который навсегда изменил жизнь пассажиров вагона и судьбы миллионов советских людей
Второй вагон — на фронт.
Начало войны. Вагон обычной электрички полон людьми в форме. Атрибутов мирной жизни больше нет, винтовка заменила удочку. При входе, около плаката «Родина-мать зовет!» — плачущая женщина как знак надвигающейся беды. В ней воплощен образ всех солдатских матерей. Её слезы — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война. В руках молодых бойцов видны солдатские медальоны — идентификационные записки в футляре для опознания солдата в случае его смерти. За окном (на мультимедийных панелях) мелькают вереницы людей, покидающих дома и отправляющихся в тыл. Идет эвакуация.
Ближе к выходу в группе людей сидит снайпер с винтовкой Мосина с оптическим прицелом. Надо сказать, что в музее собрано очень много подлинных вещей. К примеру, во втором вагоне можно увидеть нагрудные знаки работника метрополитена, кинолога и пожарного, а также ящик с надписью «Московские патроны» как подсказку о месте происходящих событий.
Вторая половина вагона Окоп
Здесь остро ощущается контраст между мирным, спокойным временем и внезапно обрушившейся на страну войной, надвигающимся ужасом разлук, безвременных потерь.
Первые оборонительные операции, нехватка опыта у большинства бойцов и первые потери. Здесь показан фрагмент линии укреплений окопов и траншей на передовой в битве за Москву.
Вагон-память Концлагерь
Следующий вагон — напоминание о страшных преступлениях Третьего рейха. Панорама поделена на две части. В первой показан сюжет пытки нацистом советского офицера, вторая рассказывает о жизни военнопленных. В конце вагона — фигуры трех поддерживающих друг друга из последних сил людей – символ взаимопомощи и единства.
На стенах вагона — четыре экрана , на которых транслируются кадры хроники ужасов войны и жизни в нацистских концлагерях.
Санитарный вагон
О подвигах врачей Лидия рассказывает в четвертом вагоне, который также поделен на две половины. Первая посвящена жизни медицинских работников во время войны. «Забота о раненых на войне – тоже своего рода поле боя», — рассказывает Лидия.
Даже во время движения поезда в санитарном вагоне работа не останавливается ни на минуту: делают операции, ухаживают за ранеными. Как символ скорой победы и надежды на мирную жизнь — фигура раненного солдата, который смотрит в окно, вспоминая о доме. На экранах-окнах визуализируются образы, взятые из реального письма ребенка на фронт: воспоминания, близкие, которые остались дома.
Здесь также можно увидеть подлинные вещи: носилки, медицинские книги и комплекты мединструментов того времени.
«На каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро — обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им вслух»,- вспоминает Александа Киселева медсестра военно-санитарного поезда №312
Вторая половина вагона — наука
Во второй половине вагона расположилась экспозиция «Наука» как знак прорыва научной мысли и ее тесной связи с медициной. Мы видим лабораторию микробиолога Зинаиды Ермоловой, разработавшей первый советский пенициллин – крустозин и лекарство от холеры, которые спасли многие жизни раненых.
Здесь же советские ученые–физики Курчатов и Александров. Под руководством физиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. В. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии. Конструкторские бюро С. В. Ильюшина, А. В. Яковлева, А. Н. Туполева, С. А. Лавочкина и других сконструировали самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе.
При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники.
Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.
Поезд Победы в Рязани — банно-прачечный вагон
Банно-прачечные поезда в годы войны стали важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов. И в этом музее нас встречает пар.Среди узнаваемых персонажей — фельдмаршал Паулюс, сдавшийся советским войскам в Сталинграде. Он уже испытал на себе русскую баню и стоит перед нами не в немецкой форме, а в нательном белье.
Неподалеку — группа из трех изможденных в окружении военнослужащих вермахта, которые еще только ожидают помывки. Мультимедийное «окно» демонстрирует документальные кадры разрушенного города на Волге, освобождение которого стало одним из главных переломных моментов войны.
Вторая половина вагона Блокада Ленинграда.
Лидия напоминает что под обстрелами, от голода и холода, оберегая свой город от врага, погибли более 700 тысяч человек.
….Поезд мчит к Ленинграду по железнодорожной ветке Поляны – Шлиссельбург, на зрителей в открытую дверь «теплушки» дует пронзительный холодный ветер. Здесь же на деревянных нарах сидит солдат, бережно гладящий кошку. Лидия рассказывает, что после снятия блокады на город обрушилось полчище крыс. По одной из городских легенд, люди по всей стране отдавали своих кошек, и составы с хвостатыми защитниками отправлялись в Ленинград.
Поезд Победы в Рязани — Тайны штабного вагона
Об успехе одной из самых масштабных наступательных операций Красной Армии — «Багратион», рассказывает следующий, штабной вагон — одна из самых «секретных» точек поезда. Здесь можно узнать о работе связистов во время войны. В экспозиции — подлинные радиостанции и телефоны советского производства и поставленные по ленд-лизу.
Продолжение вагона — экспозиция «Штаб». Гостям музея-панорамы предстает рабочее место штаба 1-го Белорусского фронта в период подготовки к «Багратиону». У развернутой на столе карты генералы Рокоссовский и Казаков обсуждают детали намеченной операции.
А Лидия заодно объяснит, что такое «мокроступы» и почему они сыграли важную роль при наступательной операции.
Идея второй части вагона —Бронепоезд
Ярко проявили себя во время войны бронепоезда. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен.
В этой тематической зоне мы оказываемся внутри бронированного поезда. А в » пробоину» вагона можно увидеть подбитый немецкий бронепоезд, и стать свидетелем воздушного боя.
Поезд Победы в Рязани — Последний вагон Победа и память
Два чувства – ликование от долгожданной Победы и горечь потерь доминируют в последнем вагоне экспозиции на колесах. Экскурсанты заходят в первую его половину — «трофейный» вагон. Снова перед нами электричка, на этот раз заполненная воинами-победителями, у которых позади 1418 суровых дня войны.
Люди празднуют Победу, показывают друзьям свои трофеи, делают памятные фото.. Также в вагоне размещаются скульптурные портреты известных людей, не доживших до весны 45-го. Их присутствие в одном вагоне с победителями — как знак-напоминание всем живым о погибших в общей Победе.
В «Поезде Победы» много скрытых отсылок к истории войны. Один из пассажиров сжимает в руках газету с сообщением о капитуляции Германии – это память о резиденте советской разведки в Японии Рихарде Зорге. Неподалеку персонаж, созданный на основе образа Марии Октябрьской – военнослужащей-танкиста, оплатившей из своих сбережений постройку танка Т-34 «Боевая подруга». Здесь же генерал Иван Панфилов и писатель Аркадий Гайдар.
В окнах поезда — реконструкция сцен возвращения советских солдат домой, созданная по мотивам фотографий военного времени.
Видео на основе моих фото Поезд Победы в Рязани
Еще о событиях в Рязани (ЖМИ на изображение!)
По материалам
https://ria.ru/20201109/poezd-1582095697.html
https://поездпобеды.рф