0
(0)

Масленица, а точнее масленичная неделя у верующих называется — Сырная. С этой порой связано немало традиций и обычаев – издавна соблюдали их на Рязанской земле. Масленичная пора длится неделю. У каждого дня есть свои традиции, но одна из них неизменна – в каждом доме пекут блины. Горячий, с пылу-с жару, огненный блин был издревле символом солнца.

Гуляли на Масленицу широко, с настоящим русским размахом. На стол подавали блины, причем щедро сдабривали их сметаной, маслом, медом, икрой или рыбой. В рязанских деревнях эту традицию очень чтили: на юге блины пекли тонкие – их зовут каравайцами или каравайчиками, сейчас они становятся одним из кулинарных брендов Рязанской области. На севере Рязанщины предпочитали блины пышные, дрожжевые.

Обязательная традиция по сжиганию чучела Масленицы бытовала практически везде, однако у нас в некоторых селах лепили еще и «снежных чучел» — проще говоря, снеговиков. Они олицетворяли зиму, и в последний день Масленицы их радостно разрушали. Если же сжигали Масленицу из соломы и тряпок – то оставшийся от костра пепел рассеивали по полям: в некоторых рязанских селах это считали залогом хорошего урожая.

Из традиционных забав этой поры можно отметить катание на санях и со снежных гор, гуляние ряженых по селу и кулачные бои. Заканчивала Масленица в воскресенье – это был последний и самый шумный, яркий день праздничной недели.

Однако на Рязанщине была известна также Малая Масленица – она приходилась на следующее воскресенье, и в этот день вновь пекли блины, но уже постные. Родственники недавно вышедших замуж девушек обходили с иконой родственников ее мужа.

Масленица – преддверие самого важного периода для верующих, последняя подготовка перед самым строгим и долгим постом в году, который, в свою очередь, завершается главным православным праздником – Пасхой.

Последнее воскресенье перед Постом – Прощеное. Чтобы с чистым сердцем начать Пост, нужно было попросить прощения у всех, кого вольно или невольно мог обитель – и отпустить обиды на других. Друг друга приветствовали в этот день словами: «Простите меня!». В ответ раздавалось: «Бог простит, и я прощаю».

Великий Пост называют «весна души» — это время молитвы, добрых дел, работы над собой. На Рязанщине в эти дни соблюдали традицию «творить благо» — старались побывать в «домах призрения», где доживали свой век одинокие старики, или в тюрьмах. С собой приносили одежду для обездоленных, еду, жертвовали деньги. Делать это полагалось не напоказ, а втайне.

С завершением Поста в Рязанской области тоже была связана интересная традиция: на праздничную службу в некоторых деревнях верующие женщины приходили в двух платках: снизу повязывали белый, праздничный, а сверху прикрывали его темным, «постным». После слов «Христос Воскресе!» верхний платок снимали – и темная толпа словно озарялась светом. Это может быть неким отражением церковной традиции Прощеного воскресенья, когда в середине службы священники в храмах меняют облачение со светлого на темное.

 

 

Вам понравилась эта публикация?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Поделитесь записью с друзьями в соц. сетях
Яндекс.Метрика