Воздвижение Креста Господня – это двунадесятый праздник в честь обретения креста, на котором распяли Христа. Воздвижением праздник называется, потому что по обретении Креста епископ Иерусалимский воздвигал (ставил) его для поклонения верующим.
Всем известно выражение «нести свой крест», происхождение которого совершенно очевидно вытекает из событий, описанных в Новом Завете. В Римской империи начала I тысячелетия приговоренный к распятию орудие своей казни до ее места нес сам.
Иконы, посвященные Воздвижению, а также частицы Животворящего Креста хранятся во многих монастырях и храмах мира. Самая большая из частиц находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. В России поклониться святыне можно в следующих храмах:
- Александро-Свирский монастырь (Ленинградская область);
- Благовещенский монастырь (Нижний Новгород);
- Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород);
- Крестовоздвиженский монастырь (Екатеринбург);
- Покровский Александро-Невский монастырь (посёлок Колывань, Новосибирская область);
- Крестовоздвиженский храм (Смоленск);
- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры;
- Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков);
- Свято-Георгиевский собор (Калуга);
- Свято-Юрьев мужской монастырь (Великий Новгород);
- Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках;
- Храм Вознесения Господня (Великий Устюг);
- Церковь Воздвижения Креста Господня (деревня Лукино, Псковская область);
- Часовня Воздвижения Креста Господня (деревня Голобово, Тверская область).
Народные традиции и поверья
На Руси этот день считался последним днем бабьего лета и знаменовал окончательное вступление осени в свои права. В народе говорили: «Вздвиженье осень зиме навстречу двигает». Еще его называли «капустницей», так как с этого дня начинали рубить капусту. Варили постные щи, пекли пироги с капустой. На Руси в это время начинались осенние «вечеринки», называвшиеся капустниками.
В народе непонятные, сложные слова и пояснения священников упрощались и переиначивались во что-то понятное и применимое к жизни. Таким образом, Воздвижение превратилось в «сдвижение». А идея о том, что воздвигнутый Честной и Животворящий Крест Господень низвергает и отгоняет бесов, защищает от врага рода человеческого (об этом говорится во время богослужения) трансформировалась в поверье, что в этот день «сдвигаются» всякие гады и нечисть», Под гадами и нечистью имелись в виду и вполне реальные змеи, и некое трансцендентное зло, которое простому человеку не видно, но существует в разных формах (нечисть, одним словом).
«Сдвижение» гадов и нечисти связывалось с переходом от летнего вольного житья к зимнему сложному существованию, гады искали укрытие на долгую зиму. В этот день во избежание встреч с движущейся нечистью нельзя было ходить в лес, в поле, да и вообще куда-то за пределы поселений. Не приветствовались гуляния и походы в гости, поскольку гады и «нечисть» в поисках укрытий могли пытаться проникнуть и в человеческое жилье».
До праздника Воздвижения по поверьям нужно было обязательно закрыть «продухи», отверстия в подполье, которые на лето открывались для проветривания. Гады могли проникнуть в подполье в день «сдвижения». Еще до этого дня желательно было почистить и окурить погреб, избавить его от возможной плесени, гнили и подготовить к закладке на зиму овощей.
Другие поздравления с Воздвижением(ЖМИ на изображение!)